Ревизор. Версия
Московский театр Et Cetera
19, 20 мая 2018, 19:00
БДТ имени Г. А. Товстоногова
К юбилею Александра Калягина в Московском театре «Et Cetera» Роберт Стуруа поставил «Ревизора» Н.В. Гоголя. Калягин сыграл Хлестакова. Хотя у Гоголя – это молодой человек лет двадцати трех, а вот Городничего, «уже постаревшего на службе и очень неглупого по-своему человека» (это тоже указание автора) играет артист Владимир Скворцов, который намного моложе своего художественного руководителя.

Это не в первый раз Калягин участвует в таком театральном «перевертыше». В свое время известный болгарский режиссер Александр Морфов предложил Калягину роль Дон Кихота, хотя до этого ему не один раз предлагали сыграть Санчо Пансу. Но предсказуемость такого решения артиста не устраивала, а попробовать себя в неординарной версии болгарского режиссера, было интересно. И вместе с Владимиром Симоновым, сыгравшим его верного оруженосца, они создали потрясающий актерский дуэт, за который даже получили театральную премию.

И вот снова версия, теперь уже гоголевского шедевра, в интерпретации выдающегося грузинского режиссера Роберта Стуруа, который даже в название спектакля вывел: «Ревизор. Версия».

Все мы помним, как Гоголь писал в Михайловское Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский, чисто русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию». Он действительно написал комедию, по сути, «Ревизор» стал первой пьесой в русской драматургии, лишенной дидактического тона. Но судьба так распорядилась, что Гоголя, который сам себя считал «комическим писателем», называли обличителем, а его пьесу практически всегда ставили, как сатиру на общество.

Какова же версия Стуруа? Анекдот, парадоксальные размышления о современном абсурде, или русская комедия масок? Наверное, и то, и другое, и третье.

Из рассказа Стуруа: «Когда Роден завершал свою учебу, в качестве своего диплома он выбрал врата. Был такой жанр – такие двери в храм с барельефами. Потом оказалось, что все его будущие скульптуры уже были там, в его ученической работе. Может, не совсем точно такие, но узнаваемые. Как будто эти врата были откровением свыше. У меня что-то похожее с «Ревизором».

Когда я учился в восьмом классе, к нам пришел на исправление новенький, который попал в Москве в плохую компанию. И вот его на год отправили в Тбилиси. Учитель решила обратиться к модному в то время в сумасшедших домах и тюрьмах способу исправления – поставить с нами спектакль, и выбрала для этого «Ревизора». Я играл Городничего, а Хлестакова играл тот самый хулиган. У нас были серьезные репетиции. Но когда мы дошли до третьего акта, стало понятно, что ничего не получится.

Мне кажется, это один из последних моих спектаклей. Я сейчас каждый год так думаю, и вот возвращаюсь к истокам. Между прочим, я до сих пор помню пьесу наизусть, все тексты Городничего я могу повторить».

Пьесу Стуруа действительно помнит наизусть, может поэтому так легко и мудро он обошелся с текстом, нещадно его сократив, он, тем не менее, сохранил суть, еще важнее, сам гоголевский дух, гоголевскую поэтику. Сюжет «Ревизора», поставленного Стуруа в театре «Et Cetera», универсален, это могло случится где угодно и когда угодно, даже в музыкальном оформлении спектакля, помимо церковных песнопений, звучит джаз. Георгий Товстоногов называл «Ревизор» одной из самых сложных пьес мировой драматургии. А Роберт Стуруа признался: это пьеса сложнее любой пьесы Шекспира.
support@radario.co
8 800 555-36-05
билеты продаются через Radario